Биография Джон Баньян
После короткого периода в деревенской свободной школе, Баньян изучил работу ремесленника, которой он с перерывами следовал всю жизнь. Присоединившись к армии Парламента в 1644 году, он служил до 1647.
Чтение нескольких религиозных книг и постоянное изучение Библии на протяжении всей жизни Джона Баньяна, усилили его религиозные убеждения, и в 1653 году он начал проповедовать для собрания баптистов в Бедфорде. В этой должности он вступил в конфликт с квакерами под руководством Джорджа Фокса, и обратился к письменности в защиту своих убеждений.
В 1660 слуги восстановленной монархии арестовали его за неразрешенную проповедь, и он пробыл в тюрьме ближайшие 12 лет. В течение этого времени Баньян написал девять книг, самой известной из которых является «Grace Abounding to the Chief of Sinners» (1666), искренне духовная автобиография. Вскоре после выхода работы в 1672 он был снова заключен в тюрьму, и написал первую часть своего шедевра «Путь паломника в небесную страну» (иногда переводят «Путь Пилигрима»,The Pilgrim’s Progress from This World to That Which Is to Come), опубликованная в 1678 году. Вторая часть книги появилась в 1684.
К тому времени, когда Баньян был освобожден от его второго заключения, он стал героем для членов его секты. Он продолжал проповедовать и писать до самой своей смерти. Главной работой последующих лет является «Жизнь и смерть мистера Бэдмена» (The Life and Death of Mr. Badman, 1680) и «Священная война» (The Holy War ,1682). «Путь Пилигрима» является аллегорией и рассказывает о путешествии Кристиана от города разрушения до небесного города. Вторая часть книги рассказывает каким образом жена Кристиана совершает то же паломничество.
Выдающееся произведение «Путь паломника», написанное в библейском стиле, содержит яркие представления героев и событий. Оно является одним из величайших мировых литературных работ. Популярность Баньяна по-прежнему опирается на духовный пыл, что пронизывает его работы, и на неотразимый стиль, в котором он писал.
Его проза объединяет красноречие Библии с энергичным реализмом общей речи.