Биография Фра Анджелико
В своей биографии Анджелико Фра также известен под именем Гвидо (получено при крещении) или Гвидолино, ди Пьетро, Джованни да Фьезоле. После смерти он был назван Блаженным Братом Анджелико, не смотря на то, что он был причислен к лику блаженных лишь в 1982 году Папой Иоанном Павлом Вторым.
Стиль Анджелико отличается чистотой линий, цветов, а также духовной мощью. Он дал обет в 1425 году в Доминиканском монастыре. Первая картина датируется Анджелико 1433 годом («Madonna of the Linen Guild», музей Святого Марка, Флоренция). Полагается, что его художественная деятельность была начата десятью годами ранее.
Также наиболее вероятно, что Фра первым нарисовал миниатюры, небольшие картины, такие как «St. Jerome Penitent». К другим предполагаемым работам того периода (1423–33) относятся: «Virgin and Child Enthroned with Twelve Angels (Франкфурт), «Virgin and Child with Angels» (Национальная галерея, Лондон), «Madonna of the Star», «Naming of the Baptist» (монастырь Св. Марка). На работы Анджелино, вероятно, оказало влияние творчество Фабриано, а затем он принял взгляды пространственной концепции Мазаччо.
Ученые определяют к 1430-м годам такие работы: «Annunciation» (Кортона), «Coronation of the Virgin» (Лувр), «Deposition», «Last Judgment» (монастырь Св. Марка). В 1436 году, находясь под протекцией Козимо Медичи, некоторые монахи Фьезоле переехали в монастырь Святого Марка во Флоренции. Анджелико Фра контролировал фресковое убранство здания.
К некоторым из работ, которые приписывают руке великого художника, относят: «Crucifixion with St. Dominic», «Crucifixion», «Noli mi Tangere», «Annunciation», «Transfiguration», «Mocking of Christ», «Presentation in the Temple», «Virgin and Child with Saints».
В 1445 году Анджелико был вызван в Рим папой Евгением Третьим для оформления капеллы в Ватикане. В 1447 году в биографии Фра Анджелино был посещен город Орвието. Там, вместе со своим учеником Беноццо Гонццоли, он написал «Christ as Judge», «Prophets» для капеллы Нуова. Вернувшись в Рим, Фра в течение нескольких лет написал величайшие, наиболее комплексные сцены – эпизоды из жизни нескольких святых. Тем не менее, выполнение данных работ, вероятнее всего, в большей степени совершалось его учениками.
Анджелико всегда приходилось приспосабливаться к художественным инновациям своего времени. Например, к таким, как скульптурная ясность форм, пространственная глубина. Фра интерпретировал их в терминах духовности. Анджелико обеспечил эти новые формы своим собственным несравнимым чувством цвета и единства. В США представлены некоторые его работы: «Crucifixion» (Кембридж), «Assumption and Dormition of the Virgin» (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), «Temptation of St. Anthony Abbot» (Музей изящных искусств, Хьюстон, Техас), «Crucifixion», «Nativity» (музей «Метрополитен»).